Очень хороший качественный анализ от Константина Комарова. Думаю, данный текст просто необходимо изучить всем, кто интересуется Единоборством "Система", и будет крайне интересен любому человеку, интересующемуся проблематикой боевых искусств.
Константин Комаров
За прошедший месяц трижды пришлось отвечать на один и тот же вопрос: "- Можно ли научиться драться, осваивая Систему?"
Потому хочу высказаться по данному вопросу публично.
По моему мнению Систему можно осваивать «в целом» и «под задачу». Такие формулировки я слышал непосредственно от Михаила Васильевича Рябко.
«В целом» - это под чутким руководством того, кто умеет или по некоторой методике, которую можно где-то узнать.
«Под задачу» - это для решения конкретной жизненной проблемы, например для преодоления страха быть побитым на улице.
Про освоение Системы «в целом» я уже высказывал своё скромное мнение неоднократно. Сейчас хочу сказать несколько слов о работе «под задачу».
Возьмём такой распространённый запрос, как научиться драться и посмотрим, что же делать при постановке этой конкретной задачи.
1. Определимся с конкретной целью работы.
Что такое научиться драться? Можно много дискутировать по поводу этого вопроса, но выскажу своё видение его. Научиться драться – это не стать победителем. Для этого лучше в ММА пойти или в бокс и там учиться побеждать. Научиться драться – это перестать бояться драки и перестать «цепляться» за драку. Про страх – всё понятно, а вот про «цепляние» поясню. Мы всегда идём по жизни к какой-то своей цели и драка – просто помеха на этом пути, которая нас задерживает.
Если Вы так смотрите на вопрос, то пройти через драку Вам захочется как можно скорее и с наименьшей затратой сил. А лучше всего – вообще обойти её при возможности.
Ну а если не так, то сама драка будет важна для Вас: важно победить и самоутвердиться или самоудовлетвориться; важно, как Вы при этом выглядите, лучше, чтоб красиво; важно дать каждому участнику больше, чем он дал тебе и ещё много всяких ВАЖНО.
Итак, конкретное определение цели очень поможет в выборе направлений и способов работы, а значит ускорит и сам процесс её достижения.
2. Ясно понимая цель, выберем основные направления для работы. Получается, что их всего два:
- страх драки
- и умение проходить через драку.
3. Теперь разберёмся с объектами для работы. Соответственно, это:
- тело
- психика
- технические и тактические умения и навыки.
4. Рассмотрим подробнее предыдущий пункт.
Тело это место, где живёт часть страха драки – страх боли (другая часть страха драки живёт в голове – это социальные запреты и стереотипы). Тело это ноги, туловище и руки. У каждой части тела своя основная функция и они не должны путаться.
- Ноги должны, в первую очередь, правильно ходить и носить тело. И их надо этому учить. Ноги должны подводить руки на рабочую дистанцию. И только в последнюю очередь ноги должны бить, цеплять, подсекать, толкать и прочее. Этим для решения нашей задачи, если время поджимает, можно даже пренебречь.
- Тело должно перестать бояться ударов и сближения. Для этого тело должно научиться правильно принимать удар. И тело должно научиться сохранять форму потому, что только в форме возможно правильное и лёгкое перемещение ног и потому, что только от правильной формы возможна хорошая работа руками.
- Руки должны научиться наступательно работать: бить, захватывать, тащить, крутить и так далее. И только потом – немного помогать телу принимать удары и избегать их.
- Психика – в контексте нашего вопроса это, в первую очередь, перевозбуждение нервной системы, которое будет вызываться страхом, гневом, обидой, яростью и прочими эмоциями. Первоочередная задача – научиться регулировать возбуждение нервной системы так, чтобы рационально использовать энергию эмоций в своих действиях. И последующая задача – преодолеть «социальный» страх драки, то есть тот страх, который внушён нам воспитанием: «драться не хорошо», «посадят в тюрьму», «культурные люди всё решают словами» и т.д. и т.п.
- Умения и навыки. Они очень просты и конкретны в данном случае и должны выбираться исходя из двух основных вариантов развития событий: внезапное нападение и «с подходцем» (это когда ситуация развивается постепенно и надо принимать почти гамлетовское решение – «бить или не бить»). Второй вариант для «интеллигентного человека» всегда заведомо сложнее первого.
Итак, умения и навыки:
- наблюдательность;
- безопасное расположение в пространстве относительно людей и местных предметов;
- умение правильно выбирать дистанцию, чувство дистанции;
- умение играть роль, скрывать свои намерения и действия, некая правильная «театральность» – не надо предупреждать противника о своих намерениях;
- навык принятия решения «бить»;
- элементарные навыки работы ног, тела и рук (смотри выше);
- умение видеть и применять подручные средства (хороший удар табуретом в большинстве случаев превосходит по эффективности удар рукой, ну и так далее).
5. Способы работы с перечисленным кругом задач, полагаю, всем занимающимся Системой уже очевидны. Срок этой работы также видится мне очень конкретным, - от 3-4 месяцев и далее.
Однако необходимо сделать важное замечание к написанному. Научиться драться – не значит освоить Систему. Может быть даже наоборот – это может приостановить на пути освоения Системы. Почему? Да потому, что цель в драке – поскорее пройти через неё по своим делам. А цель Системы (в моём понимании) – перестроить себя так, чтобы взаимодействовать с любым человеком. Научившись драться (то есть проходить через человека), нужно будет снова возвращаться к человеку и с его помощью учиться менять себя.
В последние выходные февраля в Монпелье мы будем рассматривать именно подход к освоению Системы «от задачи». Задачу сформулируем очень конкретно: "Работа ног в Системе".
Постараемся разобрать этот вопрос полно, доходчиво и методично (то есть так, чтобы каждый участник понял, как и над чем после семинара самостоятельно работать). Приглашаю всех желающих принять участие.
Хозяйка семинара очень гостеприимна и места пока есть. Думаю, что наша работа получится интересной и полезной.
С уважением, К.Комаров
Комментариев нет:
Отправить комментарий